Идентификация ПОД/ФТ в вопросах и ответах
Анонс
-Указание Банка России от 28.06.2024 № 6792-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Нужен ли ИНН при переводах ФЛ БОС (проблема применения Закона № 210-ФЗ)?
Действующие акции:
1. СКИДКА 10% при записи двух и более участников
2. СКИДКА 10% для всех участников организаций использующих электронный документооборот (СБИС, ДИАДОК)
Содержание мероприятия
1. Основания идентификации клиентов – рекомендации FATF и международных организаций. Рискориентированный подход. Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 по применению риск ориентированного подхода.
2. Основания идентификации клиентов в Российской Федерации
3. Порядок и процедуры идентификации:
- Объекты идентификации (кого, как идентифицировать) клиент, представитель, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец (как выявлять и как идентифицировать?)
- Сведения для идентификации физических лиц, юридических лиц, иностранных образований без юридического лица (что делать с ИП?)
- Источники сведений для идентификации и обновления сведений
- Дополнительные сведения по идентификации, установленные в Положении ЦБР № 499-П (порядок сбора сведений, подтверждения подлинности, фиксирования), изменения в Указании Банка России от 05.10.2021 №5965-У о внесении изменений в Положения 444-П и 499-П.
- Сведения о целях установления отношений, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации, источниках средств клиентов (как собирать сведения с минимальными издержками и рисками?)
- Обновление сведений (сроки, порядок, что делать, если обновление сведений невозможно провести или закончить?)
- Проверка достоверности сведений (как в каких случаях проверить? источники информации, что делать, если проверка на действительность дала отрицательный результат?)
- Местонахождение органа управления юридического лица.
- Местожительства и местопребывания физического лица.
- Анкета (досье) клиента - формы, порядок составления, какие сведения необходимо включать в анкеты клиентов, представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев?
- Нужен ли ИНН физического лица при идентификации? О способах получения и проверки ИНН.
- Можно ли заменить выписку из реестра акционеров справкой клиента или вопросником, составленным по правилам Банка?
4. Упрощенная идентификация (УПРИД):
- операции, при которых возможен УПРИД
- способы проведения УПРИД
5. Операции без идентификации.
6. Требование личного присутствия при открытии счета (физ. лица, юр. лица) – когда можно не выполнять.
7. Особый режим идентификации при операциях с банковскими (платежными) картами. Нужно ли фиксировать в анкете клиента коды(пароли) банковской (платежной) карты?
8. Особенности идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства (проблемы с действительностью миграционной картой? нужен ли патент?)
9. Особенности идентификации граждан РФ по загранпаспорту.
10. Особенности идентификации через иностранную финансовую организацию (Федеральный закон №308-ФЗ) и Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2023 № 2838-р «Об утверждении перечня иностранных государств, в которых зарегистрированы иностранные банки и иные иностранные финансовые организации, которым кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, операторы инвестиционных платформ, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, операторы информационных систем, вправе поручать проведение идентификации клиента - иностранного гражданина или иностранного юридического лица, представителя такого клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца и (или) обновление информации о них».NEW
11. Критерии сомнительного клиента, особенности при установлении отношений, особенности при обслуживании.
12. Особенности идентификации через финансовых посредников (кто, кому может поручить идентификацию? операции, при которых допускается использование финансовых посредников).
13. Особые меры при идентификации ПДЛ (кто такие ИПДЛ, ДЛМПО и РПДЛ). Методические рекомендации Банка России от 27.06.2017 № 13-МР «О усилении контроля и источниках выявления ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ».
14. Оценка рисков ОД/ФТ на основе риск ориентированного дохода. Степени риска и критерии, влияющие на повышение и понижение риска. Риски, связанные с деятельностью клиентов, Страновые риски, риски, зависящие от характера проводимых операций. Где брать списки по страновому риску. Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента». Национальная оценка рисков 2022 год.
15. Ответы регуляторов по вопросам применения требований по идентификации, в части разъяснения Положения ЦБР № 499-П и Федерального закона № 115-ФЗ.
16. Проверка по перечню экстремистов/террористов (периодичность, оформление проверки, отчетность)
17. Отказ в заключении договора банковского счета (вклада), расторжение договора банковского счета(вклада) , отказ в выполнении распоряжения клиента (порядок принятия решения. порядок информирования Росфинмониторинга, порядок получения информации о случаях отказа/расторжения от Банка России, действия по получению информации из Банка России, влияние информации при оценке рисков клиента). Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».
18. Возможна ли «дистанционная» идентификация? Использование ЭЦП при идентификации клиентов.
19. Особенности идентификации выдаче банковских гарантий, поручительстве или предоставлении залога, идентификация при установлении отношений между кредитными организациями.
20. На каком языке заполнять ФИО клиента?
21. Нужна ли миграционная карта физическим лицам, имеющим свидетельство о временном пребывании или вид на жительство, ответ МВД?
22. Можно ли при обновлении сведений по клиенту – юридическому лицу, являющимся акционерным обществом не использовать выписку из реестра акционеров?
23. Нужно ли идентифицировать клиента при денежных переводах БОС с карты на карту?
24. Идентификация поставщика при факторинговой сделке.
25. Разъяснения ДФМиВК ЦБР по порядку применения Федерального закона № 191-ФЗ.
26. Требуется ли идентификация при переводах с банковской карты на банковскую карту в кредитной организации, оказывающей только информационные услуги по переводу и не являющейся ни банков эмитентом, ни банком – эквайером?
27. Об использовании Патента на работу в РФ при идентификации иностранного гражданина, у которого закончился срок пребывания в РФ в миграционной карте. Когда требуется миграционная карта?
28. Как проверить «низкую налоговую нагрузку» у клиента – юридического лица? и Как оценить критерии недостаточных налоговых операций компаний, имеющих критерии сомнительных транзитных операций – Методические рекомендации №18-МР от 21.07.2017.
29. Ответ Банка России об использовании паспортов ЛНР и ДНР при идентификации на основе Положения № 499-П.
30. О фиксировании факта личного присутствия при открытии счета техническими средствами.
31. О порядке списания валютных остатков со счета ликвидируемого юридического лица.
32. Постановление Московского арбитражного суда о недопустимости включения в кредитный договор требования об обновлении идентификационной информации. Правовые последствия.
33. Ответ Банка России о возможности использования способа упрощенной идентификации клиента - физического лица третьему лицу в рамках деятельности проф. участника рынка ценных бумаг (пункты 1.5 и 1.5-2 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ), а также учитывая нормы пункта 7.1 Положения № 375-П.
34. Ответ Росфинмониторинга и Арбитражного Суда МО в отношении возможности отказа выдачи средств при расторжении договора банковского счета (вклада).
35. Ответ ДФМиВК ЦБ о порядке отражения информации о представителе контрагента по операции в ОЭС по Положению № 321-П.
36. Информация об изменении санкций в отношении Ливии.
37. Разъяснения Росфинмониторинга в отношении Федерального закона № 267-ФЗ (Институт Н.Е. Жуковского, Национальный исследовательский Курчатовский институт).
38. Информационное письмо ЦБ №ИН-014-12/52 О документальном фиксировании результатов оценки рисков вовлеченности в ОД/ФТ.
39. Письмо Банка России от 08.06.2018 N 12-3-54281 Об отсутствии обязанности сообщения о представителе КО по 321-П.
40. Ответ Банка России по процедурам обновления информации без клиентов через информационные системы.
41. Является ли контрагент по договору на информационно-технологическое сопровождение – клиентом по 115-ФЗ (правовая позиция НСФР).
42. Постановление Верховного Суда РФ в отношении комиссии за Легализацию и при расторжении договора банковского счета (вклада).
43. Разъяснения по применению Порядка реализации программы управление риском ОД/ФТ.
44. Методические рекомендации ЦБР 26-МР («обналичка» через векселя), разъяснения по порядку применения.
45. Нужно ли обновлять ИНН и СНИЛС?
46. О правомерности исполнения кредитными организациями распоряжений клиентов - резидентов о списании со своего транзитного валютного счета зачисленной на него иностранной валюты в случае, если сведения о клиентах не обновлены.
47. Что следует относить к иным условиям, определяющим сроки пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ?
48. Отчество иностранного гражданина.
49. Необходимость миграционной карты при наличии разрешения на временное проживание.
50. Какую дату ставить в поле «дата окончания срока пребывания», если в миграционной карте срок «старый», но есть патент?
51. Мошеннические операции «псевдоброкеров».
52. Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ О платформе ЗСК
53. Положение Банка России от 13.05.2022 N 794-П «О порядке, сроках и объеме обмена информацией между кредитными организациями и Банком России в соответствии со статьями 7.6 и 7.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (обмен информацией с ЦБ по платформе ЗСК). NEW
54. Критерии оценки Банком России риска подозрительных операций в Платформе ЗСК.NEW
55. Соглашение ЦБ, Росфинмониторинга и ФТС о взаимодействии при работе МВК Платформы ЗСК.
56. Законопроект Росфинмониторинга о реквизитах денежных переводов.NEW
57. О возможности идентификации в МПС по многостороннему договору.
58. Информационное письмо Банка России от 15.01.2020 № 55-7-1/28 "О расторжении договоров на финансовом рынке”.
59. Об обязанности разработки ЦПВК в банковском холдинге, в котором головная организация не является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ (правовая позиция НСФР).
60. О порядке идентификации клиентов, представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев при открытии счетов или обновления идентификационных сведений в период острой фазы эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19.
61. О способах заверки ДУЛ клиента с использованием электронных каналов связи и простой электронной подписью клиента.
62. Изменения в Положения № 444-П и 499-П, когда идентификация ЕИО не проводится?
63. Возникает ли просрочка по кредиту при направлении по Указанию № 4936-У сведений в Росфинмониторинг приостановления погашения по кредиту у лица, включенного в Перечень.
64. Как правильно выявлять лиц на совпадение с Перечнем ТЭ, позиция Росфинмониторинга?
65. Порядок расчета срока действия миграционной карты, визы, разрешения на временное пребывание в связи с Указом Президента РФ № 274.
66. Порядок актуализации паспортных данных заемщика – правовая позиция ДБР ЦБ.
67. Нужно ли затребовать ИНН при открытии брокерского счета иностранной организации?
68. Нужно ли включать информацию в ФЭС, содержащуюся в печати на документе?
69. Нужно ли идентифицировать выгодоприобретателя при зачислении денежных средств?
70. Информационное письмо ЦБР от 27.07.2020 № ИН-014-12/114 Об Анкете Вольфсбергской группы.
71. Допустимость использования простой электронной подписи при дистанционном взаимодействии банка с клиентом.
72. Нужно ли требовать паспорт при снятии наличных в pos-терминале в кассовом узле Банка?
73. Порядок включения в анкету электронной визы и способ проверки ее достоверности.
74. Необходимо ли фиксировать всех лиц, указанных в карточке образцов подписи в качестве представителей юридического лица?
75. О юридической значимости сведений из БД МВД о паспортах умерших.
76. Можно ли открыть счет физическому лицу при личной явке представителя юридического лица в рамках передоверия?
77. О запросе ФНС идентификационных сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
78. Разъяснение МВД по работе с перечнем недействительных паспортов, что и когда поменяется и какую информацию можно будет получить?
79. Приостановление течения срока пребывания для иностранных граждан в связи с COVID-19. Как определить срок окончания ограничений?
80. Необходимо ли проверять достоверность сведений в ЕСИА?
81. Требование предоставить кредитной организации сведения о своем месте жительства (регистрации) или месте пребывания для заключения договора банковского счета не может расцениваться как нарушающее чьи-либо конституционные права – разъяснения Верховного суда РФ.
82. О каких органах управления необходимо фиксировать информацию у ТСЖ, ТСН, ЖСК и др НКО?
83. Постановление Правительства от 15.07.2021 № 1205 О сроках действия паспортов граждан РФ при их замене.
84. Порядок отражения в анкетах по идентификации сведений о протекторах, лицензиях и доменных адресов сайтов, с помощью которых оказываются услуги в Интернет.
85. Информация об изменениях при использовании сервиса МВД недействительных паспортов.
86. Где брать перечни по 355-ФЗ?
87. Как и где определить адрес сайта в сети Интернет, с использованием которого оказываются услуги?
88. По каким спискам проводить контроль отказов в проведении операций?
89. Где получить доступ к реестру запрещенных доменных адресов в сети Интернет?
90. Разъяснения по порядку отказов по Федеральному закону № 236-ФЗ.
91. Порядок определения BIN номера карты при обязательном контроле по коду ОПОК 1009.
92. Законопроект № 1231732-7«О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (об установлении законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность).
93. О проблеме отражения в ФЭС (5861) сведений о ФЛ, идентификация которого не производилась.
94. Ответ МВД от 28.12.2021 о проблемах проверки действительности паспортов.
95. О немотивированных отказах при обслуживании дипломатических работников.
96. Об изменении требований к кредитным организациям, которым МФО может поручить идентификацию (упрощенную идентификацию).
97. О порядке замены недействительного ДУЛ участника СВО.
98. О применении замораживания (блокирования) к иному имуществу.
99. О применении Федерального закона №479-ФЗ при использовании ЕБС для открытия счетов или выдаче кредитов.NEW
100. Ответ Банка России применяют ли Закон № 115-ФЗ организации с лицензией Спец. Депозитария. Нужно ли идентифицировать владельцев инвестиционных паев. NEW
101. Нужно ли легализовывать документы для открытия счета иностранных банков. NEW
102. Кредитная организация располагает подтверждением клиента о том, что при совершении операции с использованием систем ДБО клиент не действует к выгоде третьего лица. Допускается ли не проводить иных действий связанных с выявлением выгодоприобретателя?
103. Ответ Банка России по вопросу идентификации выгодоприобретателей при операциях через СБП (С2С и С2G). NEW
104. Код идентификации юрлиц LEI для проверки санкций и сведений по бенефициарам.NEW
105. Можно ли принять на обслуживание физическое лицо без фамилии.
106. Идентификации должника - цессионарием по дог займа.
107. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перечень стран финансовым организациям из которых можно поручать идентификацию.
108. Методические рекомендации 13-МР ЦБР от 12.10.2023 «ресторанная схема».
109. Информационное письмо от 27.12.2023 № ИН-08-12/69 «О повышении внимания кредитных организаций к операциям с участием лиц, в деятельности которых имеются признаки осуществления нелегальной деятельности на финансовом рынке.
110. Какие документы фиксировать по иностранному гражданину при проведении его идентификации посредством поручения иностранному банку?(Федеральный закон № 308-ФЗ).
111. Можно ли иностранному банку поручить идентификацию гражданина страны отличной от страны нахождения иностранного банка? (Федеральный закон № 308-ФЗ).
112. Ответ Банка России от 18.03.2024 «О порядке осуществления идентификации кредитными организациями, являющимися операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов».
113. Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.8-2024 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение безопасности финансовых сервисов при проведении дистанционной идентификации и аутентификации. Состав мер защиты информации».
114. О особенностях принятия на обслуживание граждан республики Армения с ДУЛ в котором не указан срок действия.
115. О сроках действительности ВНЖ иностранного гражданина в РФ.
116. О максимальной сумме перевода БОС.
117. УПРИД в диджитал канале.
118. Изменяется порядок идентификации при оплате ЖКУ и требования о включении информации о плательщике при осуществлении переводов без открытия банковского счета.
190. Применяется ли пункт 1.11 ст 7 Закона № 115-ФЗ о не превышении суммы 100 000 руб при УПРИД НПФ, брокерском обслуживании и ДУ? NEW
191. Кто является бенефициарным владельцем экономически значимого хозяйственного общества? NEW
120. Ответы на вопросы слушателей.