Правовое регулирование деятельности кредитных организаций в области ПОД/ФТ

28
Февраля 2024
29
Февраля 2024
2
дня с 12:30
Форма обучения
ОчноВебинарПовышение квалификации

Анонс

В ходе семинары будут даны комментарии по последним изменениям в законодательстве РФ в области ПОД/ФТ для кредитных организаций. Комплексный семинар повышения квалификации, как дополнительное профессиональное образование, для сотрудников службы финансового мониторинга в соответствии с квалификационными требованиями Банка России.

Выдаваемый документ:
Удостоверение о повышения квалификации 

Действующие акции: 
1. СКИДКА 10% при записи двух и более участников
2. СКИДКА 10% для всех участников организаций использующих электронный документооборот (СБИС, ДИАДОК)
34 500 р.
Форма обучения:
Очно, Вебинар, Повышение квалификации

Содержание мероприятия

Часть 1. Целевой инструктаж по ПОД/ФТ на рынке ценных бумаг (3 часа)

• Правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации:

-   общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих вопросы ПОД/ФТ на финансовом рынке;
-   федеральные органы исполнительной власти, контролирующие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг в сфере ПОД/ФТ.
• Организация и проведение надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг:
-   виды и порядок проведения проверок ФСФР России;
-   типовые нарушения, выявляемые при проведении проверок;
-   Принятие мер по результатам проведения проверки, ответственность за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ.
• Организация внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями:
-   рекомендации по разработке и согласованию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
-   программа идентификации и изучения клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ;
-   порядок выявления операций, подлежащих обязательному контролю в целях ПОД/ФТ;
-   разработка критериев выявления и определения признаков необычных сделок.
• Порядок подготовки и обучения кадров профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями:
-   квалификационные требования к специальным должностным лицам ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
-   права и обязанности специального должностного лица;
-   требования к подготовке и обучению кадров. Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения.
• Изучение типологий и характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма на финансовом рынке.

Стоимость первой темы - 4700 руб.
Форма обучения - очно / вебинар
Часть 2. Практическая деятельность по ПОД/ФТ в современном банке: идентификация клиентов (4 часа)

1.  Идентификация клиентов - физических лиц:
- Случаи, в которых идентификация клиентов - физических лиц не проводится;
-  Упрощенная идентификация клиентов - физических лиц;
- Идентификация клиентов - физических лиц при осуществлении операций, предусмотренных Инструкцией Банка России от 16.09.2010 № 136-И;
- Полная идентификация клиентов – физических лиц. Особенности проведения полной идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами РФ и иностранными гражданами;
- Выявление иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), российских публичных должностных лиц (РПДЛ)  и публичных лиц международных организаций (ПЛМО) , а также родственников лиц из указанных категорий  среди клиентов - физических лиц;
- Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников  как часть процедуры идентификации;
- Порядок выявления ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников;
-  Фиксирование сведений о принадлежности к ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственникам;
- Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов – физических лиц. 

2.  Идентификация третьих лиц, вносящих денежные средства на счет клиента - физического лица:
 - Письмо Банка России от 20.01.2003 № 7-Т "Об исполнении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- Сведения, которые необходимо получать в целях проведения идентификации третьих лиц, вносящих денежные средства на счет клиента - физического лица; 

3. Идентификация представителей, лиц, обладающих правом первой и второй подписи, лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. Особенности проведения идентификации единоличного исполнительного органа в соответствии с Указанием Банка России от 06.07.2020 № 5495-У. Рекомендации, изложенные в Письме Банка России от 30.08.2006 № 115-Т.

4. Идентификация клиентов - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой:
- Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов - индивидуальных предпринимателей;
- Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов - физических лиц, занимающихся частной практикой;
- Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников среди индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой;
- Фиксирование сведений, полученных при проведении идентификации индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой.

5. Идентификация клиентов - юридических лиц. Особенности установления и идентификации бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц.   

6. Установление и идентификация выгодоприобретателей:
- Определение понятия "выгодоприобретатель";
-  Признаки операций, при осуществлении которых необходимо проводить установление и идентификацию выгодоприобретателей;
- Документы, которые необходимо получить при установлении и идентификации выгодоприобретателей. 

7. Порядок оценки уровня риска осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Обновление сведений о клиенте:
- Критерии, влияющие на присвоенный клиенту уровень риска;
- риск по типу клиента;
- страновой риск;
- риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.

Фиксирование в Анкете клиента сведений о присвоенном уровне риска и обосновании присвоенного уровня риска:
-  Сроки обновления сведений, полученных в результате идентификации клиента. Порядок действий в случае невозможности обновления в установленный срок сведений, полученных в результате идентификации;
-  Порядок обновления сведений при изменении информации, полученной в результате идентификации клиента. Обновление сведений о представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.

Стоимость второй части - 9 600 руб.
Форма обучения - очно / вебинар


Часть 3. Идентификация ПОД/ФТ в вопросах и ответах (4 часа)

- Основания идентификации клиентов – рекомендации FATF и международных организаций. Рискориентированный подход. Информационное письмо ЦБР от 27.12.2017 № ИН-014-12_64 по применению риск ориентированного подхода.
Основания идентификации клиентов в Российской Федерации.
- Порядок и процедуры идентификации:

- Объекты идентификации (кого, как идентифицировать) клиент, представитель, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец (как выявлять и как идентифицировать?)
- Сведения для идентификации физических лиц, юридических лиц, иностранных образований без юридического лица (что делать с ИП?)
- Источники сведений для идентификации и обновления сведений.
- Дополнительные сведения по идентификации, установленные в Положении ЦБР № 499-П (порядок сбора сведений, подтверждения подлинности, фиксирования), изменения в Указании Банка России от 05.10.2021 №5965-У о внесении изменений в Положения 444-П и 499-П .NEW
- Сведения о целях установления отношений, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации, источниках средств клиентов (как собирать сведения с минимальными издержками и рисками?)
- Обновление сведений (сроки, порядок, что делать, если обновление сведений невозможно провести или закончить?)
- Проверка достоверности сведений (как в каких случаях проверить? источники информации, что делать, если проверка на действительность дала отрицательный результат?)
- Местонахождение органа управления юридического лица.
- Местожительства и местопребывания физического лица.
- Анкета (досье) клиента -  формы, порядок составления, какие сведения необходимо включать в анкеты клиентов, представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев?
- Нужен ли ИНН физического лица при идентификации? О способах получения и проверки ИНН.
- Можно ли заменить выписку из реестра акционеров справкой клиента или вопросником, составленным по правилам Банка?

- Упрощенная идентификация (УПРИД):
- операции, при которых возможен УПРИ;
- способы проведения УПРИД

- Операции без идентификации.
- Требование личного присутствия при открытии счета (физ. лица, юр. лица) – когда можно не выполнять.
- Особый режим идентификации при операциях с банковскими (платежными) картами. Нужно ли фиксировать в анкете клиента коды(пароли) банковской (платежной) карты?
- Особенности идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства (проблемы с действительностью миграционной картой? нужен ли патент?)
- Особенности идентификации граждан РФ по загранпаспорту.
- Критерии сомнительного клиента, особенности при установлении отношений, особенности при обслуживании.
- Особенности идентификации через финансовых посредников (кто, кому может поручить идентификацию? операции, при которых допускается использование финансовых посредников).
- Особые меры при идентификации ПДЛ (кто такие ИПДЛ, ДЛМПО и РПДЛ). Методические рекомендации Банка России от 27.06.2017 № 13-МР «О усилении контроля и источниках выявления ИПДЛ, ДЛМПО, РПДЛ».
- Оценка рисков ОД/ФТ на основе риск ориентированного дохода. Степени риска и критерии, влияющие на повышение и понижение риска. Риски, связанные с деятельностью клиентов, Страновые риски, риски, зависящие от характера проводимых операций. Где брать списки по страновому риску. Информационное письмо Банка России от 07.09.2016 № ИН-014-12/63 «О факторах, влияющих на оценку степени (уровня) риска клиента».
- Ответы регуляторов по вопросам применения требований по идентификации, в части разъяснения Положения ЦБР № 499-П и Федерального закона № 115-ФЗ.
- Проверка по перечню экстремистов/террористов (периодичность, оформление проверки, отчетность).
- Отказ в заключении договора банковского счета (вклада), расторжение договора банковского счета(вклада) , отказ в выполнении распоряжения клиента (порядок принятия решения. порядок информирования Росфинмониторинга, порядок получения информации о случаях отказа/расторжения от Банка России, действия по получению информации из Банка России, влияние информации при оценке рисков клиента). Информационное сообщение от 30.01.2018 Росфинмониторинга «О механизме реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада)».
- Возможна ли «дистанционная» идентификация? Использование ЭЦП при идентификации клиентов.
- Особенности идентификации выдаче банковских гарантий, поручительстве или предоставлении залога, идентификация при установлении отношений между кредитными организациями.
- На каком языке заполнять ФИО клиента?
- Нужна ли миграционная карта физическим лицам, имеющим свидетельство о временном пребывании или вид на жительство, ответ МВД?
- Можно ли применять критерии бенефициарного владельца из FATCA?
- Можно ли списывать банковскую комиссию, если невозможно закончить обновление сведений.
- Какие даты обновления фиксировать в анкете? Что такое дата обновление сведений? 

- Можно ли при обновлении сведений по клиенту – юридическому лицу, являющимся акционерным обществом не использовать выписку из реестра акционеров? NEW
- Нужно ли идентифицировать клиента при денежных переводах БОС с карты на карту?
- Идентификация поставщика при факторинговой сделке.
- Разъяснения ДФМиВК ЦБР по порядку применения Федерального закона № 191-ФЗ.
- Требуется ли идентификация при переводах с банковской карты на банковскую карту в кредитной организации, оказывающей только информационные услуги по переводу и не являющейся ни банков эмитентом, ни банком – эквайером?
- Об использовании Патента на работу в РФ при идентификации иностранного гражданина, у которого закончился срок пребывания в РФ в миграционной карте. Законопроект об отмене требования миграционной карты.
- Как проверить «низкую налоговую нагрузку» у клиента – юридического лица? и Как оценить критерии недостаточных налоговых операций компаний, имеющих критерии сомнительных транзитных операций – Методические рекомендации №18-МР от 21.07.2017г.
- Ответ Банка России об использовании паспортов ЛНР и ДНР при идентификации на основе Положения № 499-П.
- О фиксировании факта личного присутствия при открытии счета техническими средствами.
- О порядке списания валютных остатков со счета ликвидируемого юридического лица.

- Постановление Московского арбитражного суда о недопустимости включения в кредитный договор требования об обновлении идентификационной информации. Правовые последствия.
- Ответ Банка России о возможности использования способа упрощенной идентификации клиента - физического лица третьему лицу в рамках деятельности проф. участника рынка ценных бумаг (пункты 1.5 и 1.5-2 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ), а также учитывая нормы пункта 7.1 Положения № 375-П.
- Ответ Росфинмониторинга и Арбитражного Суда МО в отношении возможности отказа выдачи средств при расторжении договора банковского счета (вклада).
- Ответ ДФМиВК ЦБ о порядке отражения информации о представителе контрагента по операции в ОЭС по Положению № 321-П. NEW
- Информация об изменении санкций в отношении Ливии.NEW
- Разъяснения Росфинмониторинга в отношении Федерального закона № 267-ФЗ (Институт Н.Е. Жуковского, Национальный исследовательский Курчатовский институт).NEW
- Информационное письмо ЦБ №ИН-014-12/52 О документальном фиксировании результатов оценки рисков вовлеченности в ОД/ФТ.NEW
- Письмо Банка России от 08.06.2018 N 12-3-54281 Об отсутствии обязанности сообщения о представителе КО по 321-П.NEW
- Ответ Банка России по процедурам обновления информации без клиентов через информационные системы.NEW
- Является ли контрагент по договору на информационно-технологическое сопровождение – клиентом по 115-ФЗ (правовая позиция НСФР). NEW
- Постановление Верховного Суда РФ в отношении комиссии за Легализацию и при расторжении договора банковского счета (вклада).NEW
- Разъяснения по применению Порядка реализации программы управление риском ОД/ФТ.NEW
- Методические рекомендации ЦБР 26-МР («обналичка» через векселя), разъяснения по порядку применения. NEW
- Нужно ли обновлять ИНН и СНИЛС? NEW
- О правомерности исполнения кредитными организациями распоряжений клиентов - резидентов о списании со своего транзитного валютного счета зачисленной на него иностранной валюты в случае, если сведения о клиентах не обновлены. NEW
- Что следует относить к иным условиям, определяющим сроки пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ? NEW
- Отчество иностранного гражданина. NEW
- Необходимость миграционной карты при наличии разрешения на временное проживание. NEW
- Какую дату ставить в поле «дата окончания срока пребывания», если в миграционной карте срок «старый», но есть патент? NEW
- Договор публичного депозита – кто клиент? NEW
- Законопроект о приостановке операций при подозрении в терроризме, экстремизме, незаконных митингах, незаконном обороте психотропных веществ. NEW
- На какие виды сомнительных операций обращать внимание в 2019г. NEW
- Мошеннические операции “псевдоброкеров». NEW
- Законопроект № 1116371-7 О Платформе ЗСК Банка России.NEW
- Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ О платформе ЗСК. NEW
- Проект Положения Банка России «О порядке, сроках и объеме обмена информацией между кредитными организациями и Банком России в соответствии со статьями 7.6 и 7.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (обмен информацией с ЦБ по платформе ЗСК) NEW

- О порядке идентификации клиентов, представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев при открытии счетов или обновления идентификационных сведений в период острой фазы эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19.
- О способах заверки ДУЛ клиента с использованием электронных каналов связи и простой электронной подписью клиента.NEW
- Проект новых изменений 444-П и 499-П, когда идентификация не проводится.NEW
- Возникает ли просрочка по кредиту при направлении по Указанию № 4936-У сведений в Росфинмониторинг приостановления погашения по кредиту у лица, включенного в Перечень.NEW
- Как правильно выявлять лиц на совпадение с Перечнем ТЭ, позиция Росфинмониторинга? NEW
- Порядок расчета срока действия миграционной карты, визы, разрешения на временное пребывание в связи с Указом Президента РФ № 274. NEW
- Порядок актуализации паспортных данных заемщика – правовая позиция ДБР ЦБ.NEW
- Нужно ли включать информацию в ФЭС, содержащуюся в печати на документе?NEW
- Нужно ли идентифицировать выгодоприобретателя при зачислении денежных средств?
- Информационное письмо ЦБР от 27.07.2020 № ИН-014-12/114 Об Анкете Вольфсбергской группы. NEW
- Допустимость использования простой электронной подписи при дистанционном взаимодействии банка с клиентом. NEW
- Нужно ли требовать паспорт при снятии наличных в pos-терминале в кассовом узле Банка? NEW
- Порядок включения в анкету электронной визы и способ проверки ее достоверности NEW
- Необходимо ли фиксировать всех лиц, указанных в карточке образцов подписи в качестве представителей юридического лица? NEW
- О юридической значимости сведений из БД МВД о паспортах умерших.NEW
- Можно ли открыть счет физическому лицу при личной явке представителя юридического лица в рамках передоверия? NEW
- О запросе ФНС идентификационных сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.NEW
- Разъяснение МВД по работе с перечнем недействительных паспортов, что и когда поменяется и какую информацию можно будет получить? NEW
- Приостановление течения срока пребывания для иностранных граждан в связи с COVID-19. Как определить срок окончания ограничений? NEW
- Необходимо ли проверять достоверность сведений в ЕСИА? NEW
- Требование предоставить кредитной организации сведения о своем месте жительства (регистрации) или месте пребывания для заключения договора банковского счета не может расцениваться как нарушающее чьи-либо конституционные права – разъяснения Верховного суда РФ. NEW
- О каких органах управления необходимо фиксировать информацию у ТСЖ, ТСН, ЖСК и др НКО? NEW
- Постановление Правительства от 15.07.2021 № 1205 О сроках действия паспортов граждан РФ при их замене. NEW
- Порядок отражения в анкетах по идентификации сведений о протекторах, лицензиях и доменных адресов сайтов, с помощью которых оказываются услуги в Интернет.NEW
- Информация об изменениях при использовании сервиса МВД недействительных паспортов.NEW
- Где брать перечни по 355-ФЗ? NEW
- Как и где определить адрес сайта в сети Интернет, с использованием которого оказываются услуги? NEW
- По каким спискам проводить контроль отказов в проведении операций? NEW
- Где получить доступ к реестру запрещенных доменных адресов в сети Интернет? NEW
- Разъяснения по порядку отказов по Федеральному закону № 236-ФЗ. NEW
- Порядок определения BIN номера карты при обязательном контроле по коду ОПОК 1009.NEW
- Законопроект № 1231732-7«О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (об установлении законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность). NEW
- О проблеме отражения в ФЭС (5861) сведений о ФЛ, идентификация которого не производилась. NEW
- Ответ МВД от 28.12.2021 о проблемах проверки действительности паспортов. NEW
- Ответы на вопросы слушателей.

Стоимость третьей части - 17500 руб.
Форма обучения - очно/вебинар
Часть 4. Вопросы применения кредитными организациями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (3 часа)

- Обзор актуальных изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ, внесенных в 2023 году. Перспективы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере ПОД/ФТ (обзор проектов федеральных законов).
- Требования Федерального закона № 115-ФЗ и порядок применения норм Федерального закона № 115-ФЗ кредитными организациями. Обобщение практики применения Федерального закона № 115-ФЗ: актуальные позиции Департамента финансового мониторинга и валютного контроля по часто задаваемым вопросам кредитных организаций.
- Выявление новых операций, подлежащих обязательному контролю и порядок направления сведений о них в уполномоченный орган (пункты 1.8-1 и 1.9 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (временные ОПОКи, установленные 52 Приказом Росфинмониторинга, и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2023 № 771).
- Выявление операций, подлежащих обязательному контролю. Проблемы квалификации операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. Особенности квалификации операций, подлежащих обязательному контролю с кодами вида операций 1010, 1011, 4005, 4006, 4008, 8002, 5016, 9003 и 9004.
- Актуальные вопросы применения платформы «Знай своего клиента», предварительные итоги, обзор наиболее часто задаваемых вопросов кредитных организаций по функционированию платформы.
- Обзор актуальных вопросов кредитных организаций по проведению идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также обновления полученных сведений. Виды идентификации, дистанционная идентификация, последние важные изменения законодательства в области идентификации, а также планируемая модернизация процесса идентификации и оптимизация требования о личном присутствии клиента при открытии счета (вклада) в кредитной организации (в том числе разъяснения по изменениям, внесенным в Федеральный закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 10.07.2023 № 308-ФЗ, предусматривающим право кредитных организаций поручать на основании договора иностранному банку или иной иностранной финансовой организации проведение идентификации иностранного клиента, представителя иностранного клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновление информации об указанных лицах).
- Практическая реализация кредитными организациями требований нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ и актуальные позиции Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России (Положения Банка России № 375-П, 499-П и другие).
- Ответы на вопросы слушателей.

Стоимость четвертой части - 9 600 руб.
Форма обучения - 
очно / вебинар

Выдаваемый документ
Удостоверение установленного образца
Выдаваемый документ Выдаваемый документ
34 500 р.
Форма обучения:
Очно, Вебинар, Повышение квалификации
Выдаваемый документ
Удостоверение установленного образца
Выдаваемый документ Выдаваемый документ