Управление финансовым продуктом как элемент системы управления рисками и обеспечения защиты прав потребителя (№ 19-МР)
Анонс
Методические рекомендации Банка России по управлению финансовым продуктом определяют подходы к управлению финансовым продуктом и методы повышения защищенности потребителей финансовых продуктов, обеспечения прозрачного и осознанного выбора потребителями финансовых продуктов, стимулирования добросовестного клиентоориентированного поведения поставщиков финансовых продуктов в целях их участия в процессе повышения доверия на финансовом рынке Российской Федерации.
Управление финансовым продуктом, ориентированное на баланс интересов финансовой организации и ее клиентов, достижение выгоды обеими сторонами, призвано способствовать росту доверия потребителей финансового продукта к финансовому рынку в целом и направлено на обеспечение стабильности и защиты интересов всех участников финансового рынка
19-МР устанавливает общие правила осуществления обеспечения учета интересов клиентов, приобретающих финансовые продукты, в целях минимизации продажи финансовых продуктов, не содержащих клиентской ценности финансового продукта для потребителя финансового продукта.
В рамках предоставленных рекомендаций регулятор предлагает финансовым организациям самостоятельно разработать необходимые документы по управлению финансовым продуктом.
Выдаваемый документ:
Сертификат установленного образца
Действующие акции:
1. СКИДКА 10% при записи двух и более участников
2. СКИДКА 10% для всех участников организаций использующих электронный документооборот (СБИС, ДИАДОК)
Содержание мероприятия
1. Введение:
1.1 Повышение защищенности потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности - как одна из основных задач Основных направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов;
1.2 Защита прав потребителя – ключевая цель управления финансовым продуктом.
2. Определение финансового продукта:
2.1 Финансовый продукт – что это, виды финансовых продуктов;
2.2 Сложные финансовые продукты как объект повышенного внимания при развитии системы управления финансовым продуктом.
2.3 Критерии новизны и сложности финансовых продуктов
3. Принципы управления финансовым продуктом, их отражение в локальных нормативных актах финансовой организации.
4. Система управления финансовым продуктом как основа работы с розничным клиентом:
4.1. Подходы к построению системы управления финансовым продуктом;
4.2. Участники системы управления финансовым продуктом;
4.3. Функции и роли участников системы управления финансовым продуктом.
5. Особенности управления финансовым продуктом на различных этапах его жизненного цикла: содержание мероприятий, документарное и методологическое сопровождение
5.1. Проектирование, то есть исследование и анализ финансового рынка, определение содержания и параметров финансового продукта, стратегии его распространения, которая представляет собой совокупность мероприятий для постепенного развития нового финансового продукта или улучшения характеристик существующего, определение целевой клиентской группы и профиля потребителя финансового продукта;
5.2. Пилотирование, то есть реализация нового финансового продукта небольшой группе потребителей финансового продукта для его оценки и последующей доработки при выявлении недостатков. Пилотирование финансового продукта рекомендуется применять, в первую очередь, для сложных финансовых продуктов;
5.3. Реализация, то есть предоставление Банком потребителю финансового продукта документов, раскрывающих информацию о предлагаемом потребителю финансовом продукте и условиях его приобретения и использования;
5.4. Мониторинг реализации финансового продукта;
5.5. Завершение реализации финансового продукта;
6. Паспортизация финансовых продуктов как важный элемент системы управления финансовыми продуктами:
6.1. Паспортизация как инвентаризация предлагаемых финансовых продуктов;
6.2. Паспорт продукта: что это? Регуляторные требования и рекомендации к содержанию;
6.3. Какие паспорта продуктов разработал БР и как их модифицировать и применить для выполнения рекомендаций БР.
7. Особенности работы финансовой организации с поставщиками финансовых продуктов.
8. Управление финансовым продуктом как часть системы управления рисками финансовой организации.
9. Потребительский риск - определение, этапы управления:
9.1. Оценка уровня потребительского риска на разных этапах жизненного цикла финансового продукта;
9.2. Балльные методики оценки и примеры их применения;
9.3. Информирование потребителей финансового продукта об уровне потребительскго риска;
9.4. Организация стресс-тестирования потребительских рисков – основные подходы и сценарии
10. Информирование Банка России о присоединении к принципам Методических рекомендаций Банка России по управлению финансовым продуктом (утв. Банком России 27.12.2023 № 19-МР) – порядок, сроки, необходимая информация.