Финансовый анализ кредитования микро/малого бизнеса: базовый уровень
Анонс
Данный семинар включает в себя изучение технологии кредитования микро и малых предприятий (ММП). Использование на практике методов, адаптированных под специфику работы ММП, позволяет качественно и полноценно проводить сбор данных, анализировать деятельность заемщика, оценивать его финансовую отчетность и причины её изменений, самостоятельно составлять необходимые отчеты в условиях отсутствия полноценного учета в бизнесе клиента, перепроверять полученную информацию, используя методики cross-checking. Решение примеров и задач на составление и анализ Баланса, Отчета о прибылях и убытках, Cash Flow, расчет отдельных статей финансовых отчетов и анализ причин их изменений, расчет финансовых коэффициентов, выявление расхождений и недостатки предоставленной информации, позволяет максимально выработать навык применения полученных знаний на практике.
Семинар состоит из двух модулей:
Первый модуль «Составление финансовой отчетности» формирует знания и навыки составления и аналитических финансовых отчетов (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств). Оценку потенциала кредитования по данным аналитических отчетов.
Второй модуль «Анализ и проверка финансовой информации» формирует знания и навыки оценки и проверки финансовой информации. Используются методы сравнительного анализа собственного капитала, перекрестной проверки (cross checking), коэффициентный анализ.
Обучение проводится на практических кейсах, специальных задачах-тренажерах. Участники получают раздаточный материал, который в дальнейшем применяется в ежедневной работе.
На кого рассчитан семинар: Кредитные специалисты с начальным опытом работы, клиентские менеджеры для получения базовых знаний в работе с сегментом микро и малого бизнеса; а также руководители секторами и отделами кредитования, риск-менеджеры, члены кредитных комитетов, сотрудники службы внутреннего контроля для обеспечения единых стандартов рассмотрения кредитных заявок клиентов микро и малых предприятий, также любые другие сотрудники, участвующие в процессах кредитования бизнеса. Возможно участие субъектов микро, малого бизнеса, для понимания работы с аналитической отчетностью и оценкой потенциала кредитования своего бизнеса.
Цель семинара: Освоить базовые знания и отработать навыки оценки финансового анализа заемщиков микро и малого бизнеса.
В результате обучения участники:
- Собирать финансовую информацию с помощью интервью с заемщиков
- Научатся составлять аналитические финансовые отчеты
- Проверят отчетность на достоверность
- Оценят риски и эффективность ведения бизнеса
- Проведут анализ хозяйственной деятельности заемщика и оценят его потенциал кредитования
Содержание мероприятия
Введение в технологию кредитования малого бизнеса
- Характеристика целевой группы кредитования;
- Особенности технологии кредитования субъектов малого бизнеса;
- Структура и последовательность анализа хозяйственной деятельности заемщиков.
Модуль 1. Инструменты финансового анализа малого бизнеса (теория, решение кейсов и задач):
- Основные финансовые отчеты.
- Аналитический баланс:
- Базовая структура баланса в разных видах деятельности
- Определение потенциала кредитования по балансу
- Особенности формирования статей баланса
- Отражение хозяйственных операций в балансе (кейс)
- Практикум составления баланса по данным управленческой отчетности (кейс)
- Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ):
- Ключевые функции, структура, особенности формирования
- Расчет себестоимости и калькуляции (кейс)
- Определение потенциала кредитования по данным ОПиУ (кейс)
- Отчет о движении денежных средств (Cash-flow)
- Ключевые функции Cash-flow
- В каких случаях целесообразно составлять Cash-flow
- Принципы и методы построения Cash-flow
- Анализ основных сегментов денежных потоков
- Связь Cash-flow с другими отчетами (кейс)
- Отличие Cash-flow от ОПиУ
- Сравнительный анализ собственного капитала
- Формула расчета собственного капитала
- Факторы, влияющие на размер собственного капитала
- Практикум сравнительного анализа (кейс)
- Формула обратного расчета собственного капитала (кейс)
- Отработка практических навыков формирования финансовых отчетов:
- Расчет калькуляции готовой продукции (кейс);
- Составление отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках по данным управленческой отчетности (кейс).
- Основы бухгалтерского учета:
- Бухгалтерский учет как инструмент финансового анализа;
- Определение бухгалтерского учета;
- Объекты бухгалтерского учета и этапы формирования отчетности;
- Счета бухгалтерского учета;
- Формирования бухгалтерских проводок;
- Двойная запись типовых хозяйственных операций (кейс).
- Коэффициентный анализ:
- Значение финансовых коэффициентов и методы коэффициентного анализа;
- Основные группы финансовых коэффициентов;
- Практикум коэффициентного анализа (кейс).
Модуль 2. Проверка достоверности финансовой информации (теория, решение кейсов и задач):
- Перекрестные проверки выручки, закупа (задачи, кейсы).
- Связь трех отчетов - проверка достоверности финансовых данных:
- Связь трех отчетов (кейс)
- Сравнительный анализ ТМЗ, ДЗ, КЗ (задачи, кейсы)
Модуль 3. Практикум сбора и составления финансовой отчетности (сквозной бизнес-кейс)
- Проведение интервью с клиентом. Сбор финансовой информации;
- Составление финансовых отчетов на основе интервью с клиентом и первичных документов;
- Перекрестная проверка данных. Проверка цели кредита.
Заключение:
- Мониторинг использования кредита, контроль бизнеса после выдачи кредита:
- Мониторинг, как часть кредитного цикла;
- Основные задачи мониторинга;
- Виды мониторинга;
- Стандартные ошибки при повторном кредитовании.