Информационное письмо Банка России №ИН-06-59/148, Роспотребнадзора №02/20986-2020-23 от 12.10.2020 «О праве потребителя на отказ от дополнительных платных услуг»

Банк России и Роспотребнадзор напоминают о недопустимости навязывания дополнительных платных услуг при предоставлении потребительских кредитов (займов)

Оплата дополнительных платных услуг зачастую производится за счет заемных средств, а условия их оказания определяются в одностороннем порядке в стандартных формах, к которым присоединяются заемщики.

Законом РФ «О защите прав потребителей» установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).

Помимо права на отказ от приобретения таких услуг законодательство предоставляет право на отказ от уже заключенного договора оказания дополнительных платных услуг.

В этой связи является недопустимым включение в договор оказания дополнительных платных услуг условий, ограничивающих право потребителя на отказ от договора или усложняющих процедуру такого отказа.

Проблематика оказания страховых услуг рассмотрена в информации Роспотребнадзора от 21.04.2015 «Роспотребнадзор разъясняет: добровольно-принудительное страхование при предоставлении потребительского кредита (займа) незаконно».

Информация Банка России «Разъяснения Минстроя России по определению совокупного размера всех авансовых платежей при контроле банками операций по расчетным счетам застройщиков»

При определении совокупного размера всех авансовых платежей застройщиков не учитываются ранее выданные авансы, которые были закрыты поставленными товарами (работами, услугами)

Застройщик самостоятельно определяет размер авансовых платежей по каждому договору, при этом совокупный размер всех авансовых платежей в целях, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, не должен превышать 30% от проектной стоимости строительства.

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует назначение платежа, а также соответствие размера платежа установленному ограничению.

В этой связи Банк России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» сумма аванса, перечисленная подрядчику по договору, расходом не является и отражается в составе дебиторской задолженности.

Аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме.

В момент закрытия ранее произведенного авансового платежа происходит признание расходов в бухгалтерском учете организации, что отражается соответствующими бухгалтерскими проводками.

Таким образом, при определении совокупного размера авансового платежа не учитываются ранее выданные авансы, которые были закрыты поставленными товарами, выполненными работами, оказанными услугами, и операции по которым отражены в бухгалтерском учете застройщика.

Письмо Банка России от 16.10.2020 №47-5-1/1575 «О присвоении УИД»

Разъяснены особенности присвоения уникальных идентификаторов договоров (сделок)

Согласно Федеральному закону от 01.05 2019 №77-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О кредитных историях», с 29 октября 2019 г. источники формирования кредитных историй присваивают УИД каждому договору (сделке), по обязательствам из которых формируется кредитная история.

В отношении договоров (сделок), действовавших на 29 октября 2019 года и продолжающих действовать на день присвоения УИД, допускается отсутствие УИД до 29 октября 2020 г.

С учетом изложенного отмечается, что УИД может отсутствовать у договоров (сделок), действовавших на 29 октября 2019 г. и прекративших действие до 29 октября 2020 года. При этом в отношении каждого договора, заключенного после 29 октября 2019 г., должен быть присвоен УИД вне зависимости от даты прекращения действия такого договора.

Информация Банка России от 16.10.2020 «Установлены сроки составления и представления отчетности специализированными депозитариями и управляющими компаниями в 2020 году»

Установлены сроки составления и представления отчетности специализированными депозитариями и управляющими компаниями в 2020 году

Определено, что управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов по 31 декабря 2020 года включительно вправе по паевым инвестиционным фондам, инвестиционные паи которых предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, составлять отчетность по форме 0420502 «Справка о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), акционерного инвестиционного фонда (паевого инвестиционного фонда)», установленной Указанием Банка России от 8 февраля 2018 года №4715-У, на последний рабочий день квартала и представлять такую отчетность в Банк России в срок не позднее 10 рабочих дней после указанной отчетной даты.

Специализированные депозитарии по 31 декабря 2020 года включительно вправе по паевым инвестиционным фондам, инвестиционные паи которых предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, составлять отчетность по форме 0420872 «Отчет о стоимости чистых активов, в том числе активов (имущества), паевого инвестиционного фонда», установленной Указанием Банка России от 19 апреля 2018 года №4777-У, на последний рабочий день месяца и представлять такую отчетность в Банк России в срок не позднее трех рабочих дней после указанной отчетной даты.

Положение Банка России от 15.07.2020 №729-П «О методике определения собственных средств (капитала) и обязательных нормативов, надбавок к нормативам достаточности капитала, числовых значениях обязательных нормативов и размерах (лимитах) открытых валютных позиций банковских групп» Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2020 №60292.

С 1 апреля 2021 г. применяется актуализированная методика определения банковскими группами собственных средств (капитала) и обязательных нормативов, надбавок к нормативам достаточности капитала, расчета числовых значений обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций

Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Головные кредитные организации банковских групп должны применять Положение с 1 апреля 2021 года.

Предусматривается, что головные кредитные организации банковских групп вправе принять решение о применении настоящего Положения ранее 1 апреля 2021 года. В случае принятия такого решения головные кредитные организации банковских групп должны направить в Банк России информацию о принятом решении в составе пояснительных примечаний к форме 0409805 за отчетный период, в котором указанное решение было принято.

Головные кредитные организации банковских групп, принявшие решение, должны применять настоящее Положение начиная со следующего дня после даты направления информации о принятом решении в Банк России.

Головные кредитные организации банковских групп, принявшие решение, не применяют Положение Банка России от 3 декабря 2015 года №509-П «О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп» начиная со следующего дня после даты направления информации о принятом решении в Банк России.

С 1 апреля 2021 года признается утратившим силу Положение Банка России от 3 декабря 2015 года №509-П «О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп».

Проект Указания Банка России «О признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, о признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и (или) совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления, о сумме денежных средств и совокупной стоимости цифровых финансовых активов, в пределах которой лицом, являющимся неквалифицированным инвестором, может осуществляться приобретение цифровых финансовых активов»

Банк России предлагает установить лимит на приобретение неквалифицированным инвестором — физическим лицом цифровых финансовых активов на общую сумму 600 тысяч рублей в течение одного года

При этом проектом предусматриваются определенные особенности приобретения цифровых финансовых активов для указанных лиц, в частности цифровые финансовые активы, удостоверяющие денежные требования, а также права участия в капитале непубличного акционерного общества, могут быть приобретены лицом без привлечения профессионального участника рынка ценных бумаг.

Квалифицированные инвесторы и юридические лица могут приобретать цифровые финансовые активы в следующих случаях:

цифровые финансовые активы выпущены в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом;

цифровые финансовые активы включают право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, приобретение которых может быть осуществлено только квалифицированными инвесторами;

цифровые права включают одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права при условии, что цифровые финансовые активы выпущены в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и (или) стоимость таких иных цифровых прав превышает 600 тысяч рублей.

Проект Указания Банка России «О документах, необходимых для подтверждения сведений, предусмотренных частью 2 статьи 8 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядке их представления, а также требованиях к хранению указанных документов и сведений»

Предложены перечень документов, необходимых для подтверждения сведений о пользователях информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, порядок их предоставления и хранения

Согласно проекту для внесения сведений о пользователях информационной системы в реестр пользователей пользователь обязан представить документы, предусмотренные правилами информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Для подтверждения сведений о пользователе, сведений, необходимых для аутентификации пользователя в информационной системе, а также записи о том, в каком качестве пользователь аутентифицирован в информационной системе, используются оригиналы или копии оригиналов документов, заверенные в порядке, установленном законодательством.

В частности, к документам, предоставляемым физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);

документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право действовать от имени пользователя (для лица, действующего от имени пользователя);

свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при наличии).

Информационное письмо Банка России от 08.10.2020 №ИН-06-14/147 «О представлении в Банк России документов, касающихся специального должностного лица»

Разъяснен порядок представления в Банк России документов, касающихся специального должностного лица финансовой организации, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Отмечается, что прохождение специальным должностным лицом обучающих мероприятий в рамках соблюдения предусмотренных указаниями Банка России от 09.08.2004 №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» и от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» норм не влияет на оценку его соответствия квалификационным требованиям для занятия указанной должности, предусмотренным федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Прохождение указанных обучающих мероприятий не требует актуализации сведений, содержащихся в анкете специального должностного лица, которая предусмотрена Указанием Банка России от 25.12.2017 №4662-У.

«Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций (октябрь 2020 года)» (утв. Банком России)

Банк России проводит оценку возможностей и перспектив выпуска цифровой формы российской национальной валюты — цифрового рубля

В Докладе отмечается, в частности, что цифровой рубль — это все тот же российский рубль, который будет выпускаться Банком России в цифровой форме дополнительно к существующим формам денег. Граждане будут иметь возможность зачислять цифровые рубли на свои электронные кошельки и пользоваться ими с помощью мобильных устройств и других носителей как в онлайн-режиме, так и в отсутствие доступа к сети Интернет и мобильной связи (то есть в офлайн-режиме). Цифровой рубль дополнит денежное обращение и будет использоваться одновременно с наличными рублями и средствами населения и предприятий на счетах в коммерческих банках. Граждане и предприятия исходя из своих потребностей смогут свободно переводить свои деньги из одной формы в другую — то есть из цифрового рубля в наличные или на счет в банке и обратно. При этом необходима разработка специальных технологий, которые обеспечат возможность использования цифрового рубля в офлайн-режиме. Цифровой рубль сможет совместить в себе преимущества и наличных, и безналичных денег.

Единая система денежного обращения, объединяющая три формы российского рубля — наличную, безналичную и цифровую, — будет в полной мере удовлетворять современные потребности экономики и открывать новые возможности для ускоренного внедрения инноваций в финансовом и реальном секторах.

Банк России будет проводить разработку цифрового рубля поэтапно: после оценки возможностей и перспектив введения цифрового рубля и определения его концепции с учетом общественных консультаций планируется пилотирование цифрового рубля на ограниченном круге пользователей и разработка платформы цифрового рубля. После этого может быть принято решение о целесообразности и дальнейших шагах по запуску цифрового рубля. Сроки реализации каждого из этапов будут определены в дальнейшем, в том числе по итогам общественных консультаций.

Указание Банка России от 07.07.2020 №5500-У «О порядке и методике проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» предложения об участии государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка» Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2020 №60294.

Обновлена процедура проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в АСВ предложения о его участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка

Анализ осуществляется на основании отчетности банка, корректировок показателей из отчетности банка, осуществленных представителями АСВ и Банка России, а также на основании иной информации, полученной от банка и (или) сформированной представителями. При проведении анализа могут использоваться результаты проверок банка, проведенных Банком России в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Срок проведения анализа не может превышать 45 календарных дней со дня предъявления руководителям (лицам, их замещающим) банка приказа Банка России о проведении анализа финансового положения банка. Указанный срок может быть продлен Банком России не более чем на 10 календарных дней на основании ходатайства АСВ, содержащего обоснование необходимости продления срока.

По результатам анализа представителями составляется отчет, содержащий сведения о банке, сведения о сроках проведения анализа, сведения о представителях.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу настоящего Указания признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 24.06.2015 №3691-У.