Указание Банка России от 12.09.2018 №4905-У «О требованиях к деятельности центрального депозитария в части организации управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария, а также к правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария» Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2018 №52702.

Центральный депозитарий должен организовать управление рисками, соответствующее объему и характеру совершаемых им операций

В частности, он должен организовать выявление, анализ, оценку, мониторинг и контроль, а также управление следующими видами рисков, в том числе:

риском возникновения расходов в результате сбоев или ошибок в работе программно-технических средств или во внутренних бизнес-процессах центрального депозитария, ошибок работников или в результате внешних событий (оперативный риск);

риском возникновения расходов в результате утраты имущества (за исключением денежных средств) (кастодиальный риск);

риском возникновения расходов вследствие неисполнения должником финансовых обязательств перед центральным депозитарием (кредитный риск);

риском возникновения расходов в результате изменения текущей (справедливой) стоимости финансовых инструментов (рыночный риск).

Центральный депозитарий должен назначить должностное лицо, ответственное за управление рисками, и/или сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за управление рисками, за исключением риска возникновения расходов в результате несоответствия центрального депозитария или его деятельности требованиям законодательства, базовых и внутренних стандартов СРО в сфере финансового рынка, членом которой является центральный депозитарий, учредительных и внутренних документов, и/или применения мер со стороны Банка России (регуляторный риск).

Определены также требования к правилам управления рисками центрального депозитария.

Указание вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 12.09.2018 №4904-У «О требованиях к порядку осуществления центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита, правилам внутреннего аудита центрального депозитария и плану работы службы внутреннего аудита центрального депозитария» Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2018 №52333.

Обновлен порядок осуществления центральным депозитарием внутреннего контроля и внутреннего аудита

Определены, в том числе:

требования к порядку осуществления внутреннего контроля (в частности, предусмотрена необходимость назначения контролера, формирования службы внутреннего контроля, разработки документа, определяющего порядок осуществления внутреннего контроля, регламентировано содержание правил внутреннего контроля и др.);

требования к порядку осуществления внутреннего аудита, правилам внутреннего аудита и плану работы внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита).

Со дня вступления в силу настоящего Указания признан не подлежащим применению Приказ ФСФР России от 02.10.2012 №12-82/пз-н «Об утверждении Требований к деятельности центрального депозитария в части управления рисками и внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам центрального депозитария».

Информационное письмо Банка России от 28.11.2018 №ИН-01-59/69 «О продаже финансовых продуктов»

Некредитным финансовым организациям и СРО в сфере финансового рынка рекомендовано разработать сценарии продаж финансовых продуктов физлицам

В частности:

СРО в сфере финансового рынка рекомендовано разработать типовые сценарии (инструкции) взаимодействия с физлицами в рамках продажи финансовых продуктов (типовые сценарии продаж) в отношении каждого из видов финансовых продуктов, продаваемых НФО, являющимися членами такой СРО;

СРО рекомендуется обеспечивать соответствие типовых сценариев продаж общим принципам обеспечения защиты прав и законных интересов физических лиц, а также положениям базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, в том числе в части отсутствия признаков навязывания финансового продукта, надлежащего информирования граждан и т.д.;

при поступлении в СРО сценариев взаимодействия с физлицами в рамках продажи финансовых продуктов, разработанных НФО, на согласование в индивидуальном порядке (индивидуальные сценарии продаж) СРО рекомендуется осуществлять их проверку на предмет соответствия вышеназванным общим принципам;

НФО и кредитным организациям рекомендовано привлекать в качестве посредников при продаже финансовых продуктов физическим лицам только НФО либо кредитные организации, за исключением случаев, когда возможность привлечения иных посредников прямо предусмотрена законодательством или базовыми стандартами, разработанными СРО в сфере финансового рынка.

«О внесении изменений в Положение о Комитете финансового надзора Банка России» (утв. Банком России 28.11.2018 №КФН/И1-2018, решением Совета директоров Банка России, протокол от 07.11.2018 №34)

Положение о Комитете финансового надзора Банка России приведено в соответствие с изменениями законодательства

Федеральным законом от 07.03.2018 №49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов», в числе прочего, устанавливается, что решение о наличии либо об отсутствии в действиях фонда нарушения условий управления средствами пенсионных резервов и организации инвестирования средств пенсионных накоплений, а также о сумме средств, подлежащей восполнению, принимается Комитетом финансового надзора Банка России на основании мотивированного суждения в течение 15 рабочих дней после даты вынесения соответствующего вопроса на рассмотрение Комитета финансового надзора Банка России.

Настоящим письмом соответствующее полномочие включается в Положение о комитете финансового надзора Банка России, утвержденное решением Совета Банка России от 30.08.2013, протокол №18.

Указание Банка России от 24.10.2018 №4940-У «О признании утратившими силу абзаца седьмого пункта 2.1 и пункта 2.9 Инструкции Банка России от 21 ноября 2017 года №182-И «О допустимых сочетаниях банковских операций небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением» Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2018 №52715.

Скорректированы обязательные нормативы для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции

Настоящим Указанием признаны утратившими силу абзац седьмой пункта 2.1 (предусматривающий в качестве одного из обязательных нормативов НДКО максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных НДКО своим участникам (акционерам)) и пункт 2.9 (определяющий, что максимально допустимое числовое значение норматива максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных НДКО своим участникам (акционерам) (Н9.1), устанавливается в размере 100 процентов от величины собственных средств (капитала) НДКО) Инструкции Банка России от 21 ноября 2017 года №182-И «О допустимых сочетаниях банковских операций небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением».

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

«Положение о порядке расчета размера операционного риска» (утв. Банком России 03.09.2018 №652-П) Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2018 №52705.

Банком России обновлен порядок расчета размера операционного риска

Изменения коснулись статей доходов, учитываемых при определении показателя Д (дохода за финансовый год для целей расчета капитала на покрытие операционного риска), в связи с обновлением формы 0409807 «Отчет о финансовых результатах (публикуемая форма)», утвержденной Указанием Банка России от 24 ноября 2016 года №4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

Уточнено также, что в случае, если показатель Д в течение трех лет, участвующих в расчете размера операционного риска, имел отрицательное значение или был равен нулю, в расчет операционного риска включается показатель Д за последний финансовый год, в котором он имел положительное значение.

Признано утратившим силу Положение Банка России от 3 ноября 2009 года №346-П «О порядке расчета размера операционного риска».

Постановление Правительства РФ от 23.11.2018 №1405 «Об особенностях раскрытия банками информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Банки — участники системы страхования вкладов получили право не раскрывать информацию о контролирующих лицах в случае введения иностранными государствами санкций

Предусмотрено, что если в отношении банка, обязанного раскрывать информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых он находится, или в отношении лиц, раскрытие информации о которых предусмотрено нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки — участники системы страхования вкладов физических лиц в банках РФ, введены меры ограничительного характера, то такой банк вправе принять решение не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями к участию в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ, или ограничить состав и объем такой информации.

При этом необходимым условием является раскрытие данной информации Банку России с одновременным его информированием о принятии указанного решения. Кроме того, Банку России рекомендовано не осуществлять в указанных случаях раскрытие полученной от банков информации.

Постановление Правительства РФ от 23.11.2018 №1404 «Об особенностях раскрытия кредитными организациями информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Находящиеся под санкциями кредитные организации могут не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию

Речь идет об информации, подлежащей раскрытию кредитными организациями, в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация вправе принять решение о нераскрытии такой информации и (или) об ограничении состава и (или) объема такой информации при условии раскрытия Центральному банку Российской Федерации информации, подлежащей раскрытию ему в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», с одновременным информированием Центрального банка Российской Федерации о принятии решения о нераскрытии (ограничении раскрытия) информации.

Решение о нераскрытии (ограничении раскрытия) информации может быть принято указанной организацией в случае, если в ее отношении и (или) в отношении членов ее совета директоров (наблюдательного совета), лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации, иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера.

Кредитная организация, принявшая решение о нераскрытии (ограничении раскрытия) информации, должна будет представить эту информацию в Банк России и мотивированно объяснять, почему они приняли соответствующее решение.

Банку России рекомендовано не осуществлять раскрытие информации, предоставленной кредитной организацией.

Постановление Правительства РФ от 23.11.2018 №1403 «Об особенностях раскрытия небанковскими кредитными организациями информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Находящиеся под санкциями небанковские кредитные организации могут не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию

Речь идет об информации, подлежащей раскрытию небанковскими кредитными организациями, имеющими право осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов и связанные с ними другие банковские операции в соответствии с требованиями статьи 62.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Решение о нераскрытии информации может быть принято указанными организациями в случае, если в их отношении и (или) в отношении лиц, которые обязаны раскрывать информацию и под контролем либо значительным влиянием которых находится небанковская кредитная организация, введены меры ограничительного характера.

Небанковская кредитная информация, принявшая решение о нераскрытии информации, должна будет представить эту информацию в Банк России и мотивированно объяснять, почему они приняли решение о нераскрытии информации.

Банку России рекомендовано не осуществлять раскрытие информации, предоставленной небанковской кредитной организацией.

Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В правилах внутреннего контроля НФО предлагается указывать признаки необычных сделок клиентов

Согласно проекту в целях выявления операций, в отношении которых при реализации НФО правил внутреннего контроля (ПВК) по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ПВК по ПОД/ФТ должны содержать признаки необычных сделок.

Признаки необычных сделок определяются НФО самостоятельно, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности НФО и ее клиентов, а также включают признаки, приведенные в согласованном Банком России с Росфинмониторингом (уполномоченным органом) перечне признаков, указывающих на необычный характер сделки.

Согласованный Банком России с уполномоченным органом перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, а также изменения в него размещаются Банком России на его официальном сайте в сети «Интернет».

НФО должны применять признаки, указывающие на необычный характер сделки, приведенные в перечне, по истечении 10 дней после дня размещения указанного перечня (изменений в него) на официальном сайте Банка России с учетом процедур, содержащихся в программе выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, в программе управления риском необходимо будет предусматривать, что результаты мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях легализации доходов, полученных преступным путем, в связи с предоставлением клиентам определенных услуг или осуществлением операций в интересах клиента должны документально фиксироваться не реже одного раза в 6 месяцев.