Информационное письмо Банка России от 01.03.2019 №ИН-04-13/22 «О рекомендациях при совершении банками действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Банком России рекомендованы меры по оптимизации процессов регистрации клиентов в ЕСИА и единой биометрической системе

В частности, банкам предлагается:

обеспечивать с 01.03.2019 проверку работоспособности оборудования, используемого банками для регистрации граждан в единой биометрической системе, включая проведение тестирования и настройки указанного оборудования перед запуском во внутренних структурных подразделениях процедур регистрации в этой системе, и регулярную проверку на наличие технических неисправностей в целях подтверждения готовности указанного оборудования к работе с системой перед началом каждого рабочего дня;

проводить поиск учетной записи клиента в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) по паспортным данным в случае отсутствия СНИЛС;

информировать клиента о факте регистрации его биометрических данных в единой биометрической системе сразу по завершении процедуры такой регистрации, а также о том, что информация о подтверждении его регистрации в ЕСИА будет направлена дополнительно посредством СМС от портала Госуслуги и размещена на указанном портале в его личном кабинете.

Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России)

С 23 марта 2019 года будет применяться порядок составления НФО в электронной форме информации в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию преступных доходов

При описании форматов представления НФО в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в электронной форме сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» используются приведенные в утвержденном Порядке обозначения.

Указание Банка России от 17.10.2018 №4935-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 марта 2018 года №639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2019 №53884.

Уточнен объем информации об отказах от совершения операций в целях ПОД/ФТ, доводимых Банком России до сведения кредитных организаций

Устанавливается, что объем информации, доводимой до сведения кредитных организаций, определяется Банком России по согласованию с уполномоченным органом, в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Состав сведений, входящих в указанный объем информации, размещается Банком России на официальном сайте Банком России на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

«Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании» (утв. Банком России 22.02.2019 №5-МР)

Банк России напоминает кредитным организациям о необходимости информирования клиентов о причинах принятия решения об отказе в обслуживании в достаточном объеме

Отмечается, что при обращении клиента в кредитную организацию за разъяснением причин отказа в обслуживании кредитная организация предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов. Непредставление кредитной организацией информации о причинах принятия решения об отказе в обслуживании является препятствием для реализации клиентом права обжалования решения как в эту организацию, так и впоследствии в межведомственную комиссию, созданную при Банке России.

Не допускается принятие кредитными организациями решения об отказе в обслуживании исключительно на основании наличия информации о ранее реализованных другими кредитными организациями отказах, полученной в установленном порядке.

Кроме того, Банк России сообщает, что системный характер носят обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (далее — ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции.

Указанное ненадлежащее информационное взаимодействие кредитных организаций с их клиентами является предпосылкой для дальнейшего обращения таких клиентов в межведомственную комиссию по вопросам ограничения обслуживания с использованием ДБО, рассмотрение и принятие решения по которым не входит в компетенцию межведомственной комиссии.

Банк России рекомендует кредитным организациям как информировать клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.

Указание Банка России от 16.01.2019 №5060-У «О требованиях к плану восстановления платежеспособности страховой организации, порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и случаях принятия Банком России решения о проведении выездной проверки деятельности страховой организации по результатам анализа плана восстановления платежеспособности страховой организации» Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2019 №53745.

Определены требования к плану восстановления платежеспособности страховой организации и осуществлению Банком России контроля за его выполнением

Устанавливается, в частности, что помимо сведений, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», план восстановления платежеспособности страховой организации (далее — ПВП) должен также содержать: сведения об утверждении плана исполнительным органом страховой организации; сведения о принятии внутренним аудитором страховой организации участия в проведении анализа финансового состояния страховой организации; основания для применения мер по предупреждению банкротства и дату их возникновения; анализ причин возникновения оснований для применения мер предупреждения банкротства; планируемые показатели деятельности страховой организации.

ПВП и прилагаемые к нему документы должны быть направлены страховой организацией в Банк России в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Устанавливается, что контроль за выполнением ПВП осуществляется Банком России путем оценки соответствия ПВП требованиям законодательства о банкротстве; оценки анализа причин возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства и анализа финансового состояния страховой организации; путем оценки предусмотренных ПВП мер, сроков, промежуточных мероприятий, а также описания и расчетов предполагаемых результатов их применения; путем оценки планируемых показателей деятельности страховой организации; путем оценки приложенных к ПВП документов, подтверждающих реальность исполнения предусмотренных ПВП мер; путем оценки представляемых страховой организацией в целях подтверждения применения мер и исполнения ПВП в Банк России документов и путем оценки достижения целей восстановления платежеспособности страховой организации и улучшения ее финансового состояния.

Утратившим силу признается Указание Банка России от 23.01.2018 №4695-У «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и о случаях принятия Банком России решения о проведении выездной проверки деятельности страховой организации по результатам анализа плана восстановления платежеспособности».

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информация Банка России «Информация о размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций»

Банк России проинформировал о размере участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций по состоянию на 1 января 2019 года

Сообщается, что в соответствии с представленной отчетностью совокупный уставный капитал страховых организаций по состоянию на 01.01.2019 составил 200 058 158 000 рублей.

Суммарный капитал, принадлежащий иностранным инвесторам в уставных капиталах страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление страхования, составил на 01.01.2019 23 991 190 340 рублей.

Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций по состоянию на 1 января 2019 года, рассчитанный с учетом норм пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Указания Банка России от 22.09.2014 N 3386-У «О порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и перечнях документов, необходимых для получения разрешений Банка России на отчуждение акций (долей в уставном капитале) страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ», составил 11,99 процента.

 

Письмо Банка России от 28.02.2019 №ИН-06-28/18 Информационное письмо о руководстве для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации

Банком России разработано руководство для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации

В нем отражены, в том числе, порядок формирования совета директоров, состав и структура совета директоров, вопросы получения вознаграждения, основные подходы к реализации функций и обязанностей членов совета директоров, в частности, рекомендации по эффективному осуществлению функций и обязанностей членов совета директоров, поведенческие аспекты деятельности членов совета директоров, их ответственность.

В приложениях приведены вопросы для самооценки добросовестности и разумности действий членов совета директоров, для самооценки степени участия члена совета директоров в реализации ключевых функций совета директоров.

Указание Банка России от 14.01.2019 №5057-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 4 июля 2016 года N 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда» Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2019 №53741.

Уточнены требования к проведению стресс-тестирований негосударственных пенсионных фондов

Указанием, в частности:

— предусматривается, что в рамках стресс-тестирования активы, оценка которых может осуществляться по амортизированной стоимости, не будут переоцениваться исходя из изменения рыночных условий. При этом указанные активы будут тестироваться на уровень кредитного риска. Также предусматривается, что в рамках стресс-тестирования не будет предполагаться продажа указанных активов;

— уточняется структура вознаграждения фонда и иных удержаний из средств пенсионных накоплений;

— устанавливается обязанность проводить стресс-тестирования не при любом изменении уровня рисков, а только при их увеличении, при этом обязанность проводить стресс-тестирование как минимум 1 раз в квартал сохраняется;

— до 10 рабочих дней с расчетной даты сокращается срок проведения стресс-тестирования.

Указание Банка России от 27.11.2018 №4976-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 3 апреля 2017 года №4336-У «Об оценке экономического положения банков» Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2019 №53872.

Уточнен порядок определения отдельных показателей, характеризующих экономическое положение банков

Вносятся изменения в порядок расчета ряда показателей, в том числе показатель оценки качества капитала (ПК2), прибыльности активов (ПД10), структуры расходов (ПД4), показатель чистого спреда от кредитных операций (ПД6) и др.

Согласно поправкам проведение оценки экономического положения банков на основе пруденциальных показателей деятельности без учета их корректировок (переоценки).

Указание Банка России от 12.11.2018 №4967-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 7 августа 2017 года №4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом» Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2019 №53860.

Скорректированы требования к раскрытию банками информации о процедурах оценки и управления рисками

Небанковские кредитные организации освобождены от обязанности раскрытия информации о рисках (ранее — только НКО — центральные контрагенты).

Форма раскрытия информации дополнена положениями, касающимися раскрытия информации об основных показателях деятельности кредитной организации (банковской группы).

Уточняется состав раскрываемой информации.

Данная информация подлежит ежеквартальному раскрытию и должна сопровождаться текстовой информацией:

о существенных изменениях значений основных показателей деятельности за отчетный период и причинах таких изменений;

описанием методологии расчета показателей, указанных в строках 21 — 38 раздела 1 формы 0409813.

Кроме того, некоторые таблицы формы приведены в новой редакции, и включена новая таблица «Информация об оценочных корректировках стоимости финансовых инструментов».