Указание Банка России от 08.09.2023 N 6522-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2020 года N 746-П» Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2023 N 75589.

Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов

В частности, уточнены перечни сведений, вносимых Банком России в реестры, сведений, включаемых в ходатайство о включении в реестр, сведений, подтверждающих требования к квалификации и деловой репутации, сведений, включаемых в выписку из реестра, и прочее. Также внесены изменения в некоторые приложения.

Настоящее указание выступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минфина России от 20.10.2023 N 471 «Об эмиссии облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом выпуска N 26244RMFS»

Минфин информирует о выпуске облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом N 26244RMFS

Объем выпуска составит семьсот пятьдесят миллиардов рублей, при этом номинальная стоимость одной облигации — одна тысяча рублей.

Начало размещения облигаций — 25 октября 2023 г., дата окончания — 24 декабря 2025 г., дата погашения облигаций — 15 марта 2034 г., процентная ставка купонного дохода — 11,25% годовых. Приводятся даты выплаты купонного дохода.

Размещение облигаций осуществляется Банком России.

Указание Банка России от 29.06.2023 N 6477-У «О нормативном размере страхового резерва негосударственного пенсионного фонда, порядке его формирования, порядке осуществления отчислений на его формирование и порядке его использования» Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2023 N 75554.

С 1 января 2024 года устанавливается нормативный размер и порядок формирования страхового резерва негосударственного пенсионного фонда, а также порядок осуществления отчислений на формирование страхового резерва и порядок его использования

Определяются сроки и особенности применения НПФ положений настоящего указания.

Со дня вступления в силу настоящего указания признается не подлежащим применению приказ ФСФР России от 18 марта 2008 года N 08-11/пз-н «Об утверждении Положения о

Проект Федерального закона N 461846-8 «О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В Госдуму внесен законопроект, закрепляющий механизм жилищных вкладов граждан

Законопроект предусматривает введение в оборот договора жилищных сбережений, по которому банк будет принимать денежные средства от вкладчиков, выплачивать на них проценты и направлять по распоряжению вкладчика сумму сбережений (денежные средства и проценты) на оплату приобретаемого вкладчиком жилья или финансирование его участия в долевом или индивидуальном жилищном строительстве.

Вкладчиком по договору жилищных сбережений может являться только физическое лицо. Срок договора согласно тексту законопроекта не может быть менее одного года.

Проценты по договору жилищных сбережений начисляются ежегодно и увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты. Они выплачиваются в конце срока действия договора либо при направлении денежных средств на оплату улучшения жилищных условий вкладчика.

Документом предусматривается раздельное страхование денежных средств граждан по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, и по иным вкладам клиента в том же банке. Так, вне зависимости от размера остатка средств на иных счетах средства участника жилищно-сберегательной программы будут застрахованы. Возмещение по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вклада на день наступления страхового случая, но не более 10 млн рублей.

В период действия договора жилищных сбережений вкладчик вправе обратиться в кредитную организацию в целях заключения договора кредита для целей улучшения жилищных условий на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму, превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений. Закрепляются основания, по которым кредитная организация вправе отказаться от заключения с вкладчиком договора кредита (ипотечного кредита).

Законопроект не предусматривает прямой поддержки вкладчиков за счет средств федерального бюджета или региональных бюджетов.

В пояснительной записке к документу отмечено, что запуск системы жилищных сбережений является механизмом обеспечения «выращивания» ипотечных заемщиков. В рамках нее гражданин сможет накапливать средства для первоначального взноса по договору кредита, что позволит сформировать прогнозируемый будущий спрос на ипотечные банковские продукты.

<Письмо> ФАС России от 17.10.2023 N КТ/85530/23 «О рекламе финансовых услуг»

ФАС: реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений полной стоимости потребительского кредита (займа)

Указанная информация о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее — ПСК) должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка. При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо. Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

При распространении рекламы указанных услуг в теле- и радиопрограммах приведение информации о диапазонах значений ПСК до приведения информации о процентной ставке должно быть соблюдено и при озвучивании информации о процентной ставке в рекламе кредита или займа.

Информация Банка России от 18.10.2023 «Кредиторы теперь обязаны в рекламе сообщать не только минимальную, но и максимальную ставку»

Кредитные организации обязаны в рекламе своих продуктов указывать диапазон полной стоимости кредита или займа в процентах годовых

Это касается как текстовых рекламных сообщений, включая публикации на сайтах и в мобильных приложениях, так и рекламы со звуковым сопровождением. Полную информацию о стоимости кредита следует отображать тем же шрифтом, что и наиболее привлекательные проценты, и одни параметры не должны быть менее заметными, чем другие.

Решение Совета директоров Банка России от 13.10.2023 «О кредитных рейтингах, используемых для целей формирования Ломбардного списка Банка России»

С 16 октября 2023 года установлены требования к кредитным рейтингам, используемым для целей формирования Ломбардного списка Банка России

Для случаев, когда при формировании Ломбардного списка для российского объекта рейтинга требуется наличие у выпуска (эмитента) облигаций кредитного рейтинга, таким кредитным рейтингом является кредитный рейтинг, присвоенный как минимум одним из кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО), АО «Эксперт РА», ООО «НКР», ООО «НРА».

Предусмотрены в том числе виды кредитных рейтингов, их минимальные значения.

<Информация> Банка России от 17.10.2023 «Банк России утвердил перечень системно значимых кредитных организаций»

Банк России вновь утвердил перечень из 13 системно значимых кредитных организаций

На их долю приходится около 78% совокупных активов российского банковского сектора.

«Методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа» (утв. Банком России 12.10.2023 N 13-МР)

Банком России подготовлены методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа

Рекомендации разработаны в целях обеспечения стабильности национальной платежной системы, а также минимизации рисков в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В частности, кредитным организациям — эквайрерам, а также платежным агрегаторам, привлекаемым кредитными организациями — эквайрерами в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», рекомендуется обеспечивать зачисление или перевод денежных средств, получаемых в пользу торгово-сервисных предприятий (далее — ТСП), с которыми был заключен договор о приеме электронных средств платежа (далее — ЭСП), только на банковские счета указанных ТСП в размере сумм операций, совершенных с использованием ЭСП, информация о которых содержится в положительных авторизационных сообщениях о транзакциях в адрес соответствующего ТСП.

Также кредитным организациям — эквайрерам в рамках проверки соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется обращать повышенное внимание на ТСП, в которых осуществляются операции по перечислению денежных средств физлицам, не связанные с возвратом денежных средств вследствие отказа от исполнения договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг), заключенных с данными ТСП.

<Информация> Банка России от 16.10.2023 «Банк России выпускает обновленные банкноты 1000 и 5000 рублей»

С 16 октября 2023 года в обращение вводятся модернизированные банкноты номиналом 1000 и 5000 рублей

Обновленные банкноты выполнены в современном дизайне и имеют усиленный защитный комплекс.

Тысячерублевая банкнота посвящена Нижнему Новгороду и Приволжскому федеральному округу. Пятитысячная банкнота посвящена Екатеринбургу и Уральскому федеральному округу.

На банкнотах размещен QR-код, ведущий на страницу сайта Банка России, где размещена подробная информация о художественном оформлении и признаках подлинности банкнот.

Модернизированные банкноты будут поступать в оборот постепенно и обращаться наравне с банкнотами образца 1997 года.